Выступает трио
Этот ансамбль вряд ли нуждается в особом представлении. Он — пока единственный в нашей области постоянно действующий профессиональный коллектив музыкантов. Трио в составе А. Кондратьева (фортепиано), Д. Гилева (скрипка) и В. Роланова (виолончель) за шесть лет своего существования приобрело широкую известность у поклонников музыки. Являясь артистической группой нашей областной филармонии, ансамбль выступает не только в городах и поселках Заполярья, но и за его пределами. Довольно интересной выглядит карта концертных поездок: Петрозаводск, - Архангельск и Вологда, города Горьковской и Смоленской областей, Москва... На счету трио уже свыше 200 концертов, а репертуар включает 14 циклических произведений и целый ряд миниатюр. Это — произведения Глинки и Чайковского, Рахманинова и Гайдна, Бетховена и Шостаковича, Свиридова и Бабаджаняна, других композиторов.
Недавно в рамках четвертого Всероссийского смотра методической работы, и исполнительского мастерства состоялся очередной концерт трио. Программа состояла из двух трио И. Гайдна и двух трио Д. Шостаковича.
— Чем был вызван, выбор этих композиторов? —поинтересовалась я после концерта у руководителя коллектива А. М. Кондратьева.
— Составляя программу, мы учитываем контингент аудитории, ее интересы. Но при этом никогда не руководствуемся мелкими, сиюминутными соображениями, ведь цель искусства прежде всего в том чтобы воспитывать души. По поводу выбора композиторов, творивших в разные эпохи, могу сказать следующее. Во-первых, для музыки, как и для других областей творчества, всегда характерна преемственность, связь времен. Во-вторых, как ни парадоксально, в музыке Гайдна и Шостаковича наблюдаются общие закономерности: высокая степень художественной обобщенности и жизнерадостности, мастерство и изобретательность в развитии. Это и ставит их в ряд классиков своего времени.
— Продолжая вашу мысль, хочу спросить: чем бы вы определили современную актуальность музыки великих мастеров прошлого?
— Великие явления в искусстве всегда выходят за рамки своего времени. Великие художники всегда будут жить в сознании любого поколения как творцы духовных ценностей.
— В этой связи что вы могли бы сказать о слушательской аудитории и каковы ваши наблюдения за отношением: современного слушателя к классической музыке?
— Аудитория — очень чуткий барометр, “корректировщик” в наших творческих исканиях. Взаимоотношения с публикой складываются по-разному; специфика камерного жанра требует большой сосредоточенности и исполнителя, и слушателя, так как музыка не скользит по поверхности, а ведет в глубинные дали мысли и чувства, в сложные движения души. И если музыкантам удается сделать слушателей своими “собеседниками”, то значит — возникает столь желанное взаимопонимание. Работа со слушателями —очень тонкое дело. От нас требуется не убить в человеке желание слушать серьезную музыку, а наоборот, пробудить к ней самый серьезный и глубокий интерес.
— Александр Маркович, и последний вопрос: какие планы трио на ближайшее будущее?
— Мы намерены продолжать работу, не снижая творческой активности. Планов очень много, но в скором времени собираемся исполнить фортепианные трио Б. Сметаны и Э. Гранадоса. Впереди — работа над миниатюрой, и один из циклов нашего концерта будет посвящен этому жанру. Хочется в порядке эксперимента исполнить джазовые обработки. Намерений множество, и есть большое желание трудиться и встречаться со слушателями, — сказал в заключение руководитель ансамбля.
Г. ПУРТОВА.
Преподаватель Мурманского
музыкального
училища.
Разделы